Поиск по блогу

09 апреля 2025

Передовые методы осмотрщиков вагонов по выявлению неисправностей букс




Передовые методы осмотрщиков вагонов по выявлению неисправностей букс


Рекомендации при встрече поезда:


1. Выходить заранее до появления поезда, занять обозначенное место (место встречи).
2. В тёмное время при выходе из помещения оглядеться, привыкнуть к темноте, проверить фонарь.
3. При встрече поезда можно обнаружить:
а) скрежет, пощëлкивание в роликовой буксе;
б) равномерный отчётливый стук (ползун, выщербина, навар);
в) стук, нарастающий и затухающий, овальность колеса (неравномерный прокат);
г) обратить внимание на глухие стуки, старые закатанные ползуны - в этих колёсных парах чаще бывают трещины в дисках колёс и разрушения роликовой буксы.

Рекомендации при наружном и внутреннем осмотре букс


При осмотре роликовых букс надо обращать внимание на наличие смазки на диске колеса, на смотровые крышки. Выпуклости на крышках говорят о том, что роликовая букса неисправна. При этом корончатая гайка М110 начала сходить с резьбы шейки, согнула стопорную планку и упирается во внутреннюю поверхность смотровой крышки. Может быть такое, что болты стопорной планки отошли и тоже упираются в смотровую крышку. Причём при ударении контрольном молотком по наружней поверхности не слышно никакого звука, идущего изнутри роликовой буксы, так как смазочный материал будет поглощать звук металла о металл, если планка ввязла в смазку.
При осмотре также надо обращать внимание на вогнутость крышки. При вскрытии таких букс можно обнаружить, что головки болтов в процессе эксплуатации тёрлись о внутреннюю поверхность смотровой крышки, причём нагрева не наблюдается.
Выход смазки из лабиринтного кольца ещё не говорит о том, что букса неисправна, так как это может быть из-за избытка её в буксе. Но если смазка располагается на диске колеса в большом количестве, то это уже является признаком неисправности буксы.
Большое значение при вскрытии роликовой буксы имеет то, на каком участке железнодорожнного пути находится вагон (на прямом или кривом), а также расположение челюстей боковины тележки по отношению к направляющим корпуса буксы.
Во вскрытой буксе, в первую очередь, нужно обращать внимание на место стопорения усов стопорной планки корончатой гайки. Если между двумя коронками и стопорным усом стопорной планки есть зазор, то при движении через него выдавливается смазка. Это признак ослабления гайки М110. Следует также обращать внимание на смазочный материал, находящийся в нижней части корпуса буксы, около смотровой крышки. Если при растирании в руках небольшого количества смазки будет обнаружена маталлическая пыль или мелкая стружка, то это свидетельствует о разрушении роликового подшипника со стороы лабиринтного кольца. Причём обнаруженная пыль будет того же цвета, что и смазка в буксе.
Нарушение шплинтовки болтов стопорной планки, изогнутость самой планки и выработка уса стопорной планки - всё этьо является свидетельством того, что узел работает ненормально.
Осматривая вскрытую буксу, категорически запрещается стучать по корончатой гайке молотком или ломиком.
Чтобы определить прочность закручивания гайки, осмотрщик вагонов должен зачистить от грязи и пыли ломик и заложить его между коронками так, чтобы создать рычаг. Потом ломиком попытаться сделать движение вперёд и назад. Если гайка ослаблена, то она с усом стопорной планки будет создавать металлический звук. В этом случае боковины тележки не должны зажимать напрвляющие буксы, ибо зажатая гайка тоже будет зажата корпусом буксы и невозможно будет это проверить с помощью ломика.
Встречаются гайки,которые получили название «сидит шляпой», т.е. это такие гайки, которые при действии сползающих подшипников разрушают резьбу на шейке, и, хотя в буксе всё нормально, всё на месте, она неисправна.
При внешнем осмотре необходимо обращать внимание на предподступичную часть, на которой у задней галтели при разрушении лабиринтного кольца и его смещении остается кольцеобразная выработка.

Метод В.М. Басалаева по выявлению неисправностей роликового буксового узла


Проворот внутреннего кольца - нагрева буксы может не быть вообще, смазка по внешнему виду в хорошем состоянии, визуально подшипники исправны, а внутреннее кольцо заднего или переднего подшипника свободно вращается на шейке оси. При провороте внутреннего кольца заднего подшипника возникает незначительный перекос корпуса буксы в сторону диска колеса. Износ шейки оси от проворота кольца переднего подшипника вызывает перекос в противоположную сторону. Ролики и дорожки качения внутренних и наружных колец перегружаются, что приводит к усталостному выкрашиванию дорожек качения. Это особенно опасно тем, что в начальной стадии букса почти не даёт нагрева. Проворот внутренних колец приводит к разрушению подшипников и шейки оси, но металлические примеси никогда не выбрасываются наружу, так как скапливаются вместе со смазкой внизу, в зазоре, образовавшемся при выработке оси.
Неисправности заднего подшипника можно обнаружить по изменению посадочных зазоров между корпусом буксы и лабиринтным кольцом. У исправной буксы зазор между корпусом буксы и лабиринтным кольцом примерно одинаков вверху и внизу и составляет суммарно 1,5 мм.
Разрушение переднего подшипника - проворот, выработка дорожки качения и т.д., корпус буксы будет иметь наклон передней части и увеличенный зазор между корпусом и лабиринтным кольцом вверху.
Разрушение деталей крепления подшипников сопровождается сдвигом корпуса буксы по отношению к лабиринтному кольцу. Осевой разбег для двух цилиндрических подшипников в одной буксе обеспечивается её конструкцией и составляет 0,68-1, 38 мм. Смещение корпуса на большую величину является признаком ослабления или разрушения деталей крепления на торце оси.

Метод осмотрщика-ремонтника вагонов Кривцова Н.И.


Н.И. Кривцов установил, если выброс смазки происходит после трёх месяцев работы, то это уже должно настораживать осмотрщика-ремонтника вагонов: можно подозревать какой-либо дефект в буксе. Определив по срокам ремонта время эксплуатации вагона, можно безошибочно вскрывать буксы, если после ремонта прошло шесть и более месяцев. При проверке таких букс Н.И. Кривцов, как правило, находит лопнувшее упорное кольцо на подшипниках горячей посадки, износ резьбы крепительной гайки М110, ослабление крепительной планки вместе с болтами, разрушение сепаратора.
Во время эксплуатации колёсная пара пробегает кривые малого радиуса, стрелочные переводы, испытывает наклоны кузова вагона в ту или иную сторону. Роликовые подшипники испытывают толчки и удары буксы при боковых колебаниях. Зазор постепенно увеличивается, удары становятся ощутиме, а воспринимает эти удары крепительная крышка буксы. И под воздействием этих ударов крышки отходит от корпуса буксы и образует зазор 2-3 мм. Он очень хорошо заметен в месте прилегания крышки к корпусу буксы. Увеличение зазора, как правило, приводит к излому сепаратора, упорного кольца и другим дефектам.

Опыт работы старшего осмотрщика вагонов Калеменева А.Ф.


По мнению Калеменева, процент выявления неисправностей роликовой буксы грузового вагона при встрече поезда не велик. Как правило, первая часть поезда проходит с большой скоростью, и услышать или увидеть неисправность трудно при скорости 5-8 км/ч нужно быть внимательным. При такой скорости чётко слышны сухие щелчки роликов при разрушенном сепараторе, как правило, они исчезают при большей скорости. При низкой скорости слышатся глухие удары оборванного торцевого крепления, если букса эксплуатировалась долго и впереди нет смазки. При встрече поезда, заняв место возле крестовины стрелки и видят пространство между диском колеса и задней частью корпуса буксы, можно увидеть следующее: раму тележки бросает в крестовине и, если разрушено торцевое крепление, имеется большой зазор, то можно увидеть, как корпус буксы сползает с лабиринта, а, войдя на прямой участок, корпус буксы встаёт на место.
Необходимо, особенно в летнее время, буксы ощупывать, даже незначительная разница в нагреве может насторожить осмотрщика вагонов.


Больше интересных статей



Комментариев нет:

Отправить комментарий